Warning: include(/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/modules/mod_articles_popular/tmpl/functions.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/index.php on line 11

Warning: include(): Failed opening '/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/modules/mod_articles_popular/tmpl/functions.php' for inclusion (include_path='.:/home/u34463/share/pear/lib') in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/index.php on line 11

Warning: include(/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/templates/beez5/fonts/utf.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/includes/framework.php on line 10

Warning: include(): Failed opening '/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/templates/beez5/fonts/utf.php' for inclusion (include_path='.:/home/u34463/share/pear/lib') in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/includes/framework.php on line 10
Карпова Т.В. Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Технологическая карта урока

Тема урока: Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Класс: 11

Тип урока: урок применения знаний и умений

Цель: понять главную идею рассказа через символические образы.

Задачи:

  • Воспитательная: содействовать развитию умений применять полученные знания на практике, формировать культуру общения при групповой работе. Учить видеть истинные ценности жизни.
  • Развивающая: развивать умение выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа. Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.
  • Обучающая:. раскрыть смысл символических образов рассказа, проследить историю создания произведения.

УМК: текст рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Оборудование: портрет Бунина 1915 года, портрет Л.Н.Толстого,  репродукции картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», презентация на эл.доске, листы с заданиями и листы бумаги.

Планируемые результаты.

Личностные: учащиеся учатся оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не отработано. Составление плана действий с учетом конечного результата. Коррекция плана и способа выполнения задания.

Предметные: учатся анализировать художественный текст.  

1. Организационный момент. Рапорт и приветствие учителя.

2. Мотивация. Актуализация знаний. Вопрос-вызов

Слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили с вами о кризисе в различных сферах жизни ХIХ-начала ХХ в. Скажите, почувствовали ли вы ощущение кризиса в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Учащиеся пытаются ответить. Наверняка, будут затруднения. Поэтому я напоминаю о некоторых фактах, связанных с историей рассказа.

Они выводятся на эл.доске.1915 – год написания рассказа; 45 лет – это значимый период в жизни человека; к этому времени – он известный писатель, лауреат 2-х Пушкинских премий, почетный член Российской академии наук. В период с 1880-1890-е годы, 1900 – 1913 гг Бунин совершил несколько путешествий в Европу, Азию. В течение одного из путешествий жил на острове Капри в Италии полгода. Первоначально рассказ задумывался под названием «Смерть на Капри». Также рассказу был предпослан эпиграф из Откровения Иоанна Богослова (или «Апокалипсиса»): «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Он тоже был снят только в последней редакции. Контекст такой «Горе, горе тебе, великий город Вавилон,  город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой». Можно ли говорить о мрачном предчувствии автора, о том, что он ощущает кризис цивилизационного общества, которое представляют люди на корабле? Ответы учащихся.

3.Освоение нового знания. Выход на проблему урока. Как осмысляет писатель кризис цивилизации в рассказе?

Для того, чтобы это понять, предлагаю вам стать на время урока не просто учениками, а социологами, историками, археологами, филологами. (Выдать бумагу, на которой группы напишут свою специализацию). Вы работаете до конца урока, свое высказывание оформляете в тексте.

Открытие нового знания. Первичное закрепление.

1 группа (социологи) работают с образом главного героя. Кто он, что о нем известно, зачем он едет в путешествие? Расскажите о его семье: важны детали. Бунин придерживался концепции Л.Н.Толстого о том, что смерть человека показывает его важные личностные качества. Как умирает главный герой? Что его смерть говорит о его жизни?

2 группа (историки) - найдите приметы времени, признаки буржуазного общества, описание образа жизни отдыхающих на корабле.

3 группа (археологи)–  найдите в тексте имена собственные, которые отсылают нас к древней истории. (Ребята должны назвать Атлантиду, Везувий, царя-тирана Тиберия)

Корабль называется «Атлантида», это не случайное название. Что оно символизирует? Сравните с  тем, что известно о легендарной Атлантиде. За помощью подойдите к учителю.

Атлантида – затонувший мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.

Везувий, который видят путешественники, когда-то извергал убийственную лаву и погубил много людей.

Какие еще ассоциации возникают с кораблями-гигантами? Знаменитый корабль «Титаник», чудо техники начала XX века, утонул в первом своем рейсе, также с большими жертвами, более 1000 человек.

Образ тирана Тиберия

4 группа (филологи) – найдите образы-символы. Подсказка: образ капитана корабля, корабль-океан, верхняя палуба-нижняя палуба, идолопоклонство капитану – смиренное поклонение Деве Марии простых абруццких пастухов. В чем проявляется прием антитезы?  Почему второстепенные персонажи имеют имена, а главный герой – нет.

5 группа (биологи-филологи) – как изображен остров Капри? Сравните изображение людей и природы. Обратите внимание на последние картины «прекрасной страны». Рассмотрите финал рассказа от слов «Тело же мертвого старика…»

Самостоятельная работа. Оформление работы и подготовка к защите. Включение нового знания в систему знаний.

Результат: представление работ и оценивание. Ребята защищают свою работу, идет взаимооценивание и самооценивание. Формирование различных УУД.

Регулятивные: умение поставить учебную задачу, составление плана и последовательности действий, выделение и осознание учащимися того, что было усвоено.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации.прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль результата.

 Коммуникативные: формирование умения слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных речевых ситуаций.

Личностные: презентация своих ответов, формирование ориентиров на нравственно-этическое содержание поступков и событий.

ВЫВОД (его можно вывести на экран в конце обсуждения проблемы рассказа).

- Смерть человека – это философский акт. Л.Н.Толстой считал, что именно смерть показывает истинную ценность жизни человека. Смерть безымянного господина выявила его пустоту, фальшивые ценности, в финале – труп, который всем мешает; тело, лежащее в ящике из-под содовой. Кстати, и это подчеркивает мнимые ценности общества, к которому он принадлежит.

Рефлексия, итоги. Аргументированно подвести итоги урока, поставить оценки. Выход на домашнее задание: письменная работа «Цивилизации гибнут, потому что…» «В чем причины гибели цивилизации?»  и прочитать рассказ «Легкое дыхание» (1916 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.

Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.

Еще одна явная антитеза - это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).

Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием -  «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).

Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).

Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).

В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.

Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа (социологи) работают с образом главного героя. Кто он, что о нем известно, зачем он едет в путешествие? Расскажите о его семье: важны детали. Бунин придерживался концепции Л.Н.Толстого о том, что смерть человека показывает его важные личностные качества. Как умирает главный герой? Что его смерть говорит о его жизни?

2 группа (историки) - найдите приметы времени, признаки буржуазного общества, описание образа жизни отдыхающих на корабле.

3 группа (археологи)–  найдите в тексте имена собственные, которые отсылают нас к древней истории.  

Корабль называется «Атлантида», это не случайное название. Что оно символизирует? Сравните с  тем, что известно о легендарной Атлантиде. За помощью подойдите к учителю.

Атлантида – затонувший мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.

Везувий, который видят путешественники, когда-то извергал убийственную лаву и погубил много людей.

Какие еще ассоциации возникают с кораблями-гигантами? Знаменитый корабль «Титаник», чудо техники начала XX века, утонул в первом своем рейсе, также с большими жертвами, более 1000 человек.

Образ тирана Тиберия

4 группа (филологи) – найдите образы-символы. Подсказка: образ капитана корабля, корабль-океан, верхняя палуба-нижняя палуба, идолопоклонство капитану – смиренное поклонение Деве Марии простых абруццких пастухов. В чем проявляется прием антитезы?  Почему второстепенные персонажи имеют имена, а главный герой – нет.

5 группа (биологи-антропологи) – как изображен остров Капри? Сравните изображение людей и природы. Обратите внимание на последние картины «прекрасной страны». Рассмотрите финал рассказа от слов «Тело же мертвого старика…»

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Dog