Warning: include(/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/modules/mod_articles_popular/tmpl/functions.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/index.php on line 11

Warning: include(): Failed opening '/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/modules/mod_articles_popular/tmpl/functions.php' for inclusion (include_path='.:/home/u34463/share/pear/lib') in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/index.php on line 11

Warning: include(/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/templates/beez5/fonts/utf.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/includes/framework.php on line 10

Warning: include(): Failed opening '/home/u34463/kadet-kazak.ru/www/templates/beez5/fonts/utf.php' for inclusion (include_path='.:/home/u34463/share/pear/lib') in /home/u34463/kadet-kazak.ru/www/includes/framework.php on line 10
Матвеева Г.Н., Урок дискуссия «ЧИСЛА СУТЬ БОГИ НА ЗЕМЛЕ»

Матвеева Г.Н.,
учитель математики ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»

 

Урок дискуссия «ЧИСЛА СУТЬ БОГИ НА ЗЕМЛЕ»

Тема урока: «Действительные числа».

Тема дискуссии: «Числа суть боги на земле». Как мы понимаем смысл высказывания Пифагора.

Форма урока: дискуссия с предварительной работой в малых группах.

Цель урока: развивать умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.

В работу вовлекаются практически все учащиеся: у слабых учеников снимается страх перед неудачами, знания более сильных ребят становятся прочнее. Активизируется познавательная деятельность, развиваются рефлексивные навыки.

Развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков:

1. Интеллектуальные:

- умение собирать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать разнообразную информацию;

- выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать различные точки зрения на решение одной проблемы;

- устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.

2. Коммуникативные:

- вступать в общение с целью быть понятым, распределять работу при совместной деятельности;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга;

- вести дискуссию, аргументировать, доказывать;

- создавать письменные высказывания.

Предварительное задание, подготавливающее к работе:

Накануне учащимся были даны два задания к предстоящему уроку:

1.Подготовить сообщения от малых групп на темы: «История развития понятия число», «Системы счета», «Математика вокруг нас», «Пифагорейцы и их философия».

2. Написать небольшое сочинение на тему: «Какое математическое открытие я считаю самым важным для человечества».

Организация пространства. Перед уроком столы были сдвинуты попарно, чтобы 4 группы могли расположиться вокруг них.

Организация начала работы:

а) На доске записана основная проблема дискуссии: «Как вы поняли смысл высказывания Пифагора – числа суть боги на земле?».

б) Учащиеся делятся на четыре группы по 5 человек.

Ход работы:

а) Вступительное слово учителя о том, что изучает предмет «математика», о связи математики и других наук, математики и реальной жизни. Ставятся проблемные вопросы: «Какое математическое открытие лежит у истока математической науки? Важно ли в какой системе исчисления мы работаем? Почему было отдано предпочтение десятичной системе счета? Можно ли составить «портрет-схему» натурального числа?».

(Карточки с данными вопросами находятся на столах каждой из групп).

б) Участники каждой группы делают сообщения на заданную им тему.

В) В каждой группе отбирается лучшее, по мнению самих ребят сочинение. Отобранное сочинение общим решением может быть дополнено высказываниями из работ других учащихся данной группы.

г) Каждая группа обсуждает поставленную проблему и определяет свою точку зрения на неё, выбирает своего представителя (оратора), который будет отражать, и отстаивать позицию группы перед другими участниками. Представители рассаживаются в центре класса и начинают обсуждать проблему между собой. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, особенно высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает её представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

В ходе обсуждения были высказаны следующие идеи:

- Человечество проделало огромный путь интеллектуального развития, прежде чем пришло к наиболее оптимальной форме записи важнейшего с точки зрения математики понятия «число».

- Без понятия число не может существовать практически любая из известных сегодня наук: физика, химия, русский язык, литература, география и т. д.

- В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью счета.

- Среди существующих систем счета самая удобная – десятичная.

- Чтобы жить в современном высокотехнологичном обществе необходимо развитие каждого человека, в том числе важное место отводится изучению математики.

- Пифагор прав, что в мире людей есть неоспоримый приоритет-развитие наук, и наиважнейшее место отводится математике и ее первооснове числам.

Домашнее задание. Нарисовать творческий портрет – схему натурального числа (можно его подвидов: четное, нечетное, фигурное, простое, составное…)

Выводы: В итоге проведения дискуссии учащиеся выработали согласованное мнение и приняли групповое решение: «Понятие «число» является важнейшим не только с точки зрения науки математики, но с помощью чисел мы записываем результаты измерения различных величин, без чисел невозможно существование некоторых наук, а также невозможно поддержание современного образа жизни. Пифагор, который дал высокую оценку понятию «число» был прав.

Оценка произошедшего:

Цель дискуссии достигнута, работа оказалась полезной для всех учащихся класса независимо от их начального уровня.

Dog