Школа, являясь одним из основных институтов социализации личности, играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования в школе определяются широким кругом факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в условиях информационного общества, возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального и государственного заказа на правовое образование.

Под правовым образованием в школе понимается система воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у учащихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на правовой грамотности; компетенций, необходимых для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально- правовой среде.

Курс обществознания призван помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.

Одна из задач преподавателя на уроках обществознания – способствовать формированию толерантности на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого и осознание правомерности и законности своих поступков.

Правовое обучение и воспитание включает в себя такие компоненты, как учебно-методическое, информационное и психологическое сопровождение. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки. Информационное сопровождение позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, заставляет пересмотреть свои жизненные позиции. Психологическое сопровождение позволяет диагностировать изменение личностных особенностей учащихся, оценивать их эмоциональное состояние, что, безусловно, помогает использованию ситуации успеха.

Задача учебно-методического сопровождения – обеспечение учащихся необходимой информацией, усвоение и формирование навыков работы с ней, развитие творческих способностей и возможностей учащихся.

В УМК по обществознанию входит рабочие программы по обществознанию, по основам правоведения, основам экономики (Элективный курс); учебники по обществознанию и праву, рабочие тетради по обществознанию в 6 частях, контрольно-измерительные материалы по обществознанию и праву, электронные презентации по всем разделам курса обществознания, видео материалы и компьютерные учебники.

Рабочие тетради по обществознанию являются одним из эффективных инструментов при подготовке выпускника нового типа, человека, с набором сформированных компетенций таких как: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая.

Рабочие тетради по обществознанию через различные формы и виды заданий, их содержание, помогают формированию названных ключевых образовательных компетенций.

К примеру, ценностно-смысловая компетенция формируется при выполнение следующих заданий:

I. Ответьте на вопросы:

1) Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е. США – “мировой полицейский”)?

2) Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

3) Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира? Вспомните последние российские инициативы.

II. Напишите сочинение-рассуждение по вопросу: «Доказывает ли опыт российских реформ ХХ в. (от Столыпина до Путина) невозможность модернизации российского общества? (Модернизация – коренные, глубинные изменения, которые затрагивают все сферы жизни общества, выводя его на более высокий уровень развития).

Выполнение заданий следующего типа из рабочей тетради способствует формированию общекультурной компетенции учащихся.

I. Прочитайте высказывания иностранцев и ответьте на вопрос, что   общего   в их рассуждениях     о   русских   обычаях, культуре общения. Что им кажется необычным, почему?

Иностранцы о русских:

Американцы о русских (Л. Нельсон, профессор социологии):

"Не перестает удивлять глубинная склонность русской культуры к коллективизму"

"Русские предпочитают обсуждать проблемы, а не решать их"

"В московском метро взрослые делают замечания чужим детям за незначительные нарушения правил поведения в обществе"

Испанцы о русских (Хуан Кабо, путешественник):

"При первом контакте с русскими, особенно на улице, нарываешься на грубость, даже хамство. В то же время, удивляет их мягкость и сердечность, при более тесном общении"

Японцы о русских (Ю. Камэяна, публицист):

"В фильмах А. Тарковского главные герои обязательно шлепают по лужам, в то время как иностранцы обязательно их обходят. Что это? Сопротивление? Протест? Или что-то другое?"

"Разговаривая, иностранцы просто обмениваются информацией. Однако с русскими обмениваешься не просто информацией, происходит душевное общение, даже в обычных будничных сценах..."

Коммуникативная компетенция включает способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Задания из рабочей тетради помогают учащихся представить себя, формулировать вопросы, вести дискуссию, аргументируя собственную позицию.


Авторы отмечают ряд положительных моментов в работе над заданиямипредставленными в рабочих тетрадях:

  • листы рабочей тетради знакомят учащихся с самыми современными представлениями о состоянии российского общества;
  • интересен методический инструментарий рабочей тетради, который настраивает учащихся на самостоятельную, творческую работу, учит делать самостоятельный выбор;
  • безусловной находкой авторов является вкрапление в текст почти каждой темы       дискуссионных вопросов для обсуждения. Обществознание невозможно выучить. В науке об обществе надо самоопределиться;
  • важным элементом рабочей тетради являются тестовые задания, которые используются преподавателем для решения самых различных задач: от «индикатора», «затравки», мотивации к изучению, так и в конце изучения темы для осуществления первичной рефлексии изученного.

Таким образом, задания рабочей тетради по обществознанию направлены на воспитание людей нового демократического, гражданского общества, на решение задач модернизации российского образования.

 

Список использованных источников и литературы

 

Литература: 

  1. Головин С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования// www. rsvpu. ru
  2. Дугин А.       Обществознание для граждан Новой России, М., Евразийское движение, 2007
  3. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание// сост. В.Ю. Розка. – Волгоград: Учитель, 2007
  4. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В. Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007

Интернет ресурсы:

  1. www.akipkro.ru – Социально-экономическое и правовое образование в курсе обществознания.
  2. www.borytko.nm.ru – Становление правового пространства личности учащегося в системе образования.
  3. www.edu.murmansk.ru – Методические рекомендации по гражданскому образованию через уроки истории, обществознания и граждановедения.
  4. www.festival.1september.ru – Правовое образование и воспитание учащихся.
  5. www.ipkps.bsu.ru – Авторская технология социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками.
  6. www.pcpi.ru – создание условий для гражданско-правового воспитания учащихся.
  7. www.referat.mpgu.edu.ru – Формирование правовых знаний старшеклассников на уроках истории отечества и обществознания.
  8. www.ug.ru – Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся.
  9. www.websib.ru – к вопросу о правовом образовании и воспитании учащихся.