Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню
Меню
Главная Новости Музей карикатуры

Музей карикатуры

14 Октября 2019

В день Музея для российских кадет в Свердловской области 11 октября 2019 года для кадет Екатеринбургского кадетского корпуса была возможность посетить уникальный музей г. Екатеринбурга – практически единственная открытая такого формата и направления музейная площадка в стране – Екатеринбургский музей карикатуры.  Музей был создан в 2016-17гг. и призван пропагандировать искусство карикатуры всеми доступными средствами. Возглавляет его бессменный директор и мастер карикатуры Максим Смагин, который не отказал принять в этот насыщенный по загрузке посетителей для всех музеев день кадет корпуса.

Карикатура - (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям.

Мы подходим к карикатуре как к явлению искусства. На стенах нашего музея будет представлена карикатура в её историческом развитии и её современное состояние, – рассказал нам Максим.

 

В более узком смысле карикатура - особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв.

Много карикатур было и на русское офицерство, казаков и воинство, так как за рубежом всегда опасались мощи русского оружия и старались русских защитников показать в негативном свете.

Так Война с Турцией, начавшаяся в 1828 году, была для русской армии первой европейской кампанией после Наполеоновских войн. Авторитет русского оружия был несказанно высок. И уже это вызывало опасения многих европейских держав, несмотря на то, что в греческом вопросе они до поры до времени были союзниками. Противоречивые чувства современников отразились в рассматриваемой карикатуре с названием «Аллегория». Там император Николай в высоченной шляпе с плюмажем и саблей наголо оседлал гигантского двуглавого орла, из ноздрей которого пышет «Война». Каждая голова орла имеет корону; в лапах скипетр и держава; на груди щит со святым Георгием, правда, вместо копья у святого воздетый меч - в те годы на британских соверенах чеканили изображение святого Георгия именно с мечом, а российского герба карикатурист, судя по всему, в подробностях не знал. Верхом на орле в Древнем Риме изображали Юпитера - в одной из своих ипостасей бога войны. Карикатура, казалось бы, передает агрессивный дух русского милитаризма. Но выражение лица всадника-императора заставляет улыбнуться: вздыбленные бакенбарды, надутые щеки, отвисший подбородок, не говоря про комичное мультиплицирование геральдических орлов на золотой цепи. Русский орел накрывает садком Индюшку-Турцию, распластавшуюся на земле. Фоном служат пылающие селения и несущиеся по бескрайним снежным просторам казаки. Слева в дыму пожаров проявляется силуэтный профиль Наполеона, который пророчествует: «Европа, будь начеку, опасайся Калмыка...»(Источник: https://www.propagandahistory.ru/2286/Angliyskie-karikatury-na-Russko-turetskuyu-voynu-1828-1829-gg/)

 

Но объяснять карикатуру – дело неблагодарное, говорит Максим. Человек в силу своей образованности понимает картину по-разному, и каждый находит в ней свой смысл. Карикатура делится на несколько видов: бытовая, политическая, социальная графика и есть юмор без слов. Разглядывая эти картины, можно увидеть жизнь под другим ракурсом, эти "рисунки" не только развлекают, но и заставляют задуматься.

Основная экспозиция музея – историческая. Так, здесь можно увидеть наскальные рисунки, папирусы Древнего Египта, английские карикатуры, русские карикатуры периода отечественной войны 1812 года. В основном это принты, но в коллекции музея есть и оригиналы. Отдельный “стол” посвящен карикатурам советского периода: на нем расположены журнал «Крокодил» 1955 года, «Чаян» 1972 года, польский журнал «Шпильки».

«Сейчас очень мало людей уделяют внимания созданию произведений в карикатурных жанрах: боятся, полагаю. Это ведь дерзкий жанр, субъективный, но позволяющий взглянуть с интересного ракурса на события» – рассказывает директор музея.

Помимо экспозиций и выставок, в музее находится библиотека карикатуры: книги, альманахи, каталоги, журналы, на страницах которых представлен данный жанр изобразительного искусства. Отдельная полка отведена журналу «Красная бурда». Библиотека постоянно пополняется: карикатуристы из Санкт-Петербурга недавно подарили музею 70 килограмм литературы по данному жанру, Байрам Гаджизаде – почетный академик художественной академии – прислал свои работы, посвященные карикатуре. Сам фонд музея состоит из личной коллекции Максима Смагина и подарочных работ и литературы, тех, кто их присылает.

 

Нашей дружной кадетской ватаге очень понравился музей и ее главный хранитель, который в завершение напоил нас всех чаем и подарил открытки со своими работами оставив на них свой незабываемый «мурлыкающий» кошачий автограф.

По личным впечатлениям и материалам интернет
старший воспитатель курса Свалухин А.В.

02 Декабря 2022

Кадет 213 взвода Сербинов Андрей

02 Декабря 2022

Воспитатель 2 курса Самочернов А.А.

01 Декабря 2022

Старший воспитатель 2 курса Успенский С.Г.

Политика конфиденциальности