Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню
Меню
Главная Новости «Образы войны из поколения в поколение»

«Образы войны из поколения в поколение»

05 Мая 2022

Мы, поколение, жившее в мирное время, не знавшее что такое война. Единственный источник представлений о войне - рассказы прадедушек, прабабушек и военные фильмы. Однако, все изменилось в один момент. Именно в связи со сложившимися политическими условиями слово «Война» отзывается в каждом граждане. Мы наблюдаем страх, нас охватывает чувство неизвестности, но в то же время не покидает надежда на то, что в скором времени все закончится. Представления о нынешней войне и Великой отечественной войне тесно связаны между собой, это смерти, калеки, взрывы, бомбежка, разруха, голод.

Во все времена события воин имели свое отражение в искусстве, в том числе в произведениях художников.

Первая картина, которую я хотела бы проанализировать, это картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел», 1942 г.

В картине художник сопоставляет две противоположности: жизнь и смерть. Сперва, взглянув на картину, создается ощущение жизни, движения, которое проявляется в колыхании деревьев и вое собак. Спокойствие видно в отдыхающем пастухе, в животных, которые пасутся невдалеке. Однако, присмотревшись к небу, становятся видны очертания истребителя, спокойная жизнь сгущается красками трагедии. Ощущается устрашающий ветер, разгоняющий листву и сообщающий о налете фашистов. Пастух, который ранее прилег отдохнуть – мертв, жертвами обстрела стали и коровы. Картина будто замерла в одном моменте, окутывая ужасом и чувством нарастающего угнетения. Особую краску в картине придает собака, которая жалобно и протяжно воет от потери хозяина.

Вторая картина, которая на мой взгляд показалась интересной, это картина Александра Лактионова «Письмо с фронта», 1947 г.

Сюжет для написания картины художник встретил на улице. Недалеко от места проживания проходил раненый солдат, ищущий адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.

На картине запечатлен один из радостных и отрадных для души военных событий – весточка, письмо от родного члена семьи. Раненый солдат, по моему мнению, символизирует надежду и упорство: выжив в битве, но получив ранения, сослуживец находит адресата письма, весточки надежды. Особые ноты радости и воодушевления придает игра света на стенах и лицах изображенных. Они еще не знают содержание письма, письмо не открыто, однако они смогли тактильно ощутить нить, связывающих их и члена своей семьи.

Картина носит легкий и позитивный характер, охватывая чувством счастья смотрящего

Складывается ощущение полного безмятежности, будто весь мир замер. Светлое небо и ясная погода предзнаменуют радостные вести.

Третья картина, которую я решила взять, это картина Федора Богородского «Слава павшим героям», 1945 г.

При анализе и прочтении истории создания картины отмечено, что некоторые исследователи отмечают в картине советского художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Солдат, павший на поле боя, отдавший свою жизнь ради жизни других, лежит на деревянных носилках, которые имеют очертания креста. Склонив колено перед его подвигом, старший офицер отдает дань уважения своему сослуживцу, возможно ставший другом. Особое, центральное место в представленной картине занимает мать, страдающая от потери родного и милого сына. Она будто обращается к небу молитвами и словами скорби об ушедшем сыне. Серьезность события придают солдаты, охраняющие и прощающиеся с сослуживцем. Посмотрев на картину, складывается ощущение, что белый флаг на заднем фоне символизирует путь как души умершего солдата, так и дальнейший путь страны.

Четвертая картина «Фронтовая дорога» написана Юрием Пименовым в 1944 году.

Картина носит двойной сюжет. Первоначально автором была создана картина «Новая Москва», написанная за 4 года до начала Великой Отечественной войны. Ее сюжет прост: девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по цветущей Москве, которая к 1937 году украшается новыми постройками в стиле сталинского ампира. Картина передает ощущение беспечности и радости. Спустя 7 лет, в 1944 году, Пименов создает новую картину, повторяющую сюжет первой, но совсем с другим настроением.

Легкое платье было сменено на шинель, а соседкой стал солдат в каске. Москва уже не блещет яркими красками и цветами: дорога покрыта следами от шин машин, кругом грязь, смог и серые краски. По бокам, на обочинах, стоят разбитые танки, что свидетельствует о недавно проведенных ожесточенных битв, вдалеке видны силуэту разрушенных зданий. Центральное место в картине занимает грузовик с новыми силами Красной армии, которые отправляются на фронт.

Далее я представляю свои работы: «Подвиг длинною в четыре года» и «С верой в будущее». Каждая из них отражает мое представление о войне, сформированное уроками истории, рассказами родственников, фильмами о войне, картинами, которые я видела в разных галереях.

Сюжетом для моих картин является военные действия. Война окутана устрашающими и мрачными красками, которые отражают, насколько тяжело было людям в тот период. Однако, несмотря на все сложности, находилось место для подвигов, отваги.

Так в картине «Подвиг длинною в четыре года» серые краски окутали весь холст, нет ни малейшего яркого света, дающего надежду на светлое будущее. Однако, долг перед родиной, перед близкими побуждает солдат к новым подвигам. На переднем плане картины мы видим солдат, выполняющие свой служебный долг. Солдаты, только приплывшие после заминирования, с тяжестью вытаскивают лодку. Одно движение и происходит взрыв, серое безжизненное облако поднимается вверх, толстой стеной, ограждая от всего, что было позади.

На второй картине «С верой в будущее» мы видим так же период военного времени, однако краски и цветовая гамма значительно ярче. Танки, проезжающие по дороге, будто едут в свет, означающий окончание тяжёлого времени. На картине не видны ни страх, ни разрушения, ни отчаяние, а лишь проблеск надежды и веры в то, что война подошла к концу.

Мною были выбраны данные картины, чтобы отразить контраст между жестокостью и надеждой, светом, тем самым показывая две стороны военного периода.

В моих работах представлен как мрак и жестокость, так и свет, вера и надежда на беззаботное будущее. Эти эмоции перекликаются с эмоциями и событиями, которые были запечатлены известными художниками. Так, в картине «Фронтовая дорога» и «Фашист пролетел» можно проследить взаимосвязь с моей работой «Подвиг длинною в четыре года». Радость мимолётных событий, счастье представлены в картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Такая же игра красок, ощущение представшего счастья и безмятежности просматривается в моей работе «С верой в будущее».

Автор Стороженко Виолетта, 214 взвод


01 Декабря 2022

Старший воспитатель 2 курса Успенский С.Г.

01 Декабря 2022

Кадет 312 взвода Артем Сорокин

Воспитатель 3 курса Брусянина Е.Ю.

01 Декабря 2022

Кадет 314 взвода Шамтиева Алена

Ст. воспитатель 3 курса Сорокин А.Ю.

Политика конфиденциальности