Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню
Меню
Главная Учебно-методический отдел Методическая копилка «Использование технологии кроссворда на внеурочном занятии в 5 классе»

«Использование технологии кроссворда на внеурочном занятии в 5 классе»

Т.В. Карпова, учитель русского языка и литературы

Разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в рамках декадника гуманитарных наук.

Использованная литература: «Занимательные материалы по русскому языку» Арсирий А.Т.

Цель: разработать мероприятие с использованием технологии кроссворда.

Форма урока: игра.

Задачи: предметные:

- научить пятиклассников работать с кроссвордами,

- закрепить лексические понятия «синонимы» и «антонимы»,

- работать с орфографией слов.

Метапредметные:

- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности

- учиться работать с полученным заданием: прочитать, осознать, аккуратно выполнить;

- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;

Личностные:

- эффективно работать в группе, совместными действиями достигать результата;

- осознавать свой вклад в общий результат;

- дружелюбно общаться при работе в группе;

- представить работу и оценить свою деятельность, ее эффективность, а также работу группы.

Ход занятия.

1.Учитель: - Ребята, совсем недавно мы с вами работали с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вы составляли кроссворды по темам «Обмундирование солдат времен Отечественной войны 1812 года», по материалам стихотворения М.Лермонтова «Бородино» и отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - «Петя Ростов». Значит, вы уже умеете работать с кроссвордом и даже его составлять. Давайте поиграем в кроссворд на нашем занятии, связанном с предметом «русский язык».

Кроссворд (в переводе с английского языка «crossword» - пересечение слов) – головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

- Как мы разгадываем кроссворды?

- (возможные ответы) К каждому слову дается текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, указывающее некое слово, которое является ответом.

2.Итак, начнем. На уроках русского языка мы изучали тему лексических групп: синонимы, антонимы. Поработаем с ними в форме кроссворда. Вы получаете задание - решить в группе 2 кроссворда. Работаете карандашом.

Сначала вам нужно подобрать синонимы к указанным словам. Если вы сделаете это правильно, то получится АКРОСТИХ – слово не по горизонтали, а по вертикали. Особенностями этих кроссвордов является их горизонтальное исполнение. Затем вы показываете получившуюся работу и получаете другой кроссворд по антонимам.

(В процессе работы ребята делятся на группы по 2-4 человека, кроссворды даны в 2 вариантах (см.Приложение). Учитель ходит и смотрит, как выполняется работа, помогает, отвечает на вопросы, корректирует записи при необходимости, выдает следующий кроссворд).

3. Итоги урока:

- Ребята, чему вы научились в процессе работы?

(возможные ответы)

- Повторили, что такое синонимы и антонимы. Поработали с кроссвордами – это интересное занятие. Увидели, как можно их составить горизонтально. Правильно записывали слова, узнали новые слова. Интересно было работать в группе. Было необычное занятие, на котором мы занимались русским языком и осваивали технологию кроссворда.

 

 


Домашнее задание: составить похожие кроссворды дома на темы грамматики русского языка.

Приложение 1.

Приложение 2.

03 Декабря 2021

Педагог-организатор А.А. Куделькина

03 Декабря 2021

Воспитатели 3 курса: Анашин С.С и Гапоненко А.Ю.

02 Декабря 2021

Социальный педагог Арапов А.А.

Политика конфиденциальности